Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Статьи про айкидо [19]
Здесь можно ознакомится с разными статьями по айкидо
Статьи про будо и будзюцу [9]
Здесь можно ознакомится с статьями про будо и будьзюцу
Интервью [1]
Интервью с мастерами Айкидо
Дзен, Дао и т.д. [0]
Трактаты,притчи и т.д.

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мы ВКОНТАКТЕ
 ВКонтакте клуб «Мусин»

Погода

Рейтинг
Goon Каталог сайтов Rambler's Top100 Яндекс цитирования Проверка ТИЦ

Наши друзья
Славянский клуб айкидо Мутокукай  Краматорский Клуб Айкидо, Иайдо, Дзёдо

Новости

Теги

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 08:43

Главная » Статьи » Статьи про будо и будзюцу

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЭЙТЭЙ ИАЙ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЭЙТЭЙ ИАЙ

Отрывок из статьи Уэйна Мурамото

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ИАЙ

Вторая Мировая Война и последовавший за ней запрет Оккупационными войсками большинства боевых искусств приостановили распространение иайдо вплоть до снятия заперта в 1953 году. Тогда иайдо было включено  во Всеяпонскую Федерацию Кэндо (Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй), и в него была введена система данов (от сёдан до дзюдан) и инструкторских званий рэнси, кёси и ханси, как в кэндо.

Однако проблема заключалась в том, что существовало множество различных классических школ иай, но не существовало единого способа присвоения разрядов (данов). Как можно было, например, сравнить того, кто выполняет ката Хоки-рю с тем, кто выполняет ката Мусо Дзикидэн Эйсин-рю?  

К тому же мастера кэндо и иай рекомендовали учеником кэндо заниматься иай, чтобы понять механику обращения с настоящим мечом, но для овладения многими техниками старых школ иайдо необходимы были десятилетия. Как можно было научить базовым, вводным техникам иай современных энтузиастов будо, живущих в полном забот современном мире?

Решением, не очень изящным, но единственным, с которым все могли согласиться, было создать новую систему, которая служила бы базовым вводным курсом в иайдо и стандартизировала бы способ судейства и присвоения данов. Единственной альтернативой было бы навязать всем практикующим иайдо какой-нибудь один стиль - немыслимое решение, поскольку существовало так много различных школ иай, и никто не согласился бы быть включенным в другой классический рю.

Двенадцать человек, считавшихся лучшими мастерами иай*, поспросили создать стандартизованный набор форм иай, взяв за основу формы своих собственных классических школ. (Список мастеров, принимавших участие в создании первых форм сэйтэй иай, приведен в конце статьи - примечание переводчика). Они встретились в Будокане в Токио, и путем компромиссов, изменений и объединений техник своих школ разработали подробнейшую систему.

Один из примеров совместных усилий можно увидеть в самой первой ката, которая называется «Иппон-мэ» или «Маэ». Представитель Омори-рю, известный своими грациозными и широкими движениями, вытащив меч и выполнив горизонтальный удар, дальше в движении «фурикабури» (замахе меча над головой  перед ударом вниз) пронес бы кончик меча мимо левого плеча, а потом вверх за голову. С другой стороны, практикующий Эйсин-рю нанес бы горизонтальный удар, а затем из этой позиции занес бы меч прямо над головой движением, которое называется «цури-агэ» (выдергивание удочки из воды). Хоть и незначительная деталь, но она стала серьезным стилистическим камнем преткновения. В результате пришли к компромиссу: замах должен был выполняться рядом с левым ухом - то есть нечто среднее между двумя методами.

Тем из нас, кто критикует способ, каким был составлен Сэйтэй Иай, следует осознать, какую гибкость и открытость ума, нужно было продемонстрировать этим учителям, мастерам своих многовековых стилей, которым пришлось отставить в сторону свои нежно лелеемые мнения, чтобы работать вместе.       

В мае 1969 года на фестивале боевых искусств, проходившем в старом здании Бутокудэн в Киото, первые ката сэйтэй иай были представлены широкой публике.

Сэйтэй иай гата включали первые семь ката, взятые из классических школ иай. Первые две ката, «Маэ» и «Усиро», были взяты из Омори-рю. Третья, «Укэнагаси», была модифицированным вариантом ката, входящей в Омор-рю и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю. Четвертая ката, «Цука Атэ», была похожа на технику татэхидза Эйсин-рю. Затем следующая ката, «Кэса Гири», происходила из Хоки-рю. Ката «Моротэ Цуки» представляла собой технику колющего удара, встречающуюся во многих разных школах иай.

Когда преподавание сэйтэй иай было усовершенствовано, приняли решение добавить еще три ката, чтобы сделать тренировку учеников более полной. Новые ката были представлены в 1981 году. Восьмая ката, «Гаммэн Атэ» была взята из техник оку иай Мусо Синдэн-рю. «Соэтэ Цуки» происходит от знаменитой техники Хоки-рю. Десятая ката, «Сихо Гири» также была взята из Хоки-рю.

Критики сэйтэй иай утверждают, что это современная и поэтому лишенная корней система фехтования. Возможно. Я бы сказал, что окончательное решение относительно сэйтэй иай еще не вынесено. Он по-прежнему продолжает развиваться** (к раздражению даже автора этой статьи), и если вы посмотрите на исторические условия, то, возможно, другой альтернативы и не было. ДзэнКэнРэн хотела распространить стандартизированный иай среди занимающихся кэндо. Вместо того чтобы выбрать отдельную конкретную классическую школу, что отдалило бы всех остальных мастеров иай, она нашла наилучший возможный компромисс. То, что сэйтэй гата имеют свои недостатки, это очевидно. Однако то, что они добились успеха в популяризации иай до такой степени, что их приверженцев насчитываются тысячи, является свидетельством их добрых намерений собрать различные классические стили, чтобы работать вместе.     

Независимо от того, будет сэйтэй иай существовать в своем современном виде и дальше или нет, по меньшей мере, свою задачу он уже успешно выполнил. Он собрал вместе людей, чтобы создать формы, которые теперь являются наиболее широко практикуемыми формами иай в Японии.

Примечания:

*Список мастеров, принимавших участие в создании первых форм сэйтэй иай:

1. МУТО СЮДЗО, Ханси 9-й дан, ХАСЭГАВА ЭЙСИН-РЮ
2. ЁСИДЗАВА КАДЗУКИ, Ханси 9-й дан, ХОКИ-РЮ
3. МАСАОКА ИТИДЗИЦУ Ханси 9-й дан, МУСО ДЗИКИДЭН ЭЙСИН-РЮ
4. ЯМАМОТО ХАРУСУКЭ, Ханси 9-й дан, МУСО ДЗИКИДЭН ЭЙСИН-РЮ
5. ТЭРАЙ ТОМОТАКА, Ханси 9-й дан, ХАСЭГАВА ЭЙСИН-РЮ
6. СУЭЦУГУ ТАМЭДЗИ, Ханси 8-й дан, МУСО СИНДЭН-РЮ
7. ЯМАЦУТА СИГЭЁСИ, Ханси 9-й дан, МУСО СИНДЭН-РЮ
8. КАМИМОТО ЭЙИТИ, Ханси 9-й дан, ХАСЭГАВА ЭЙСИН-РЮ
9. ДАНДЗАКИ ТОМОАКИ, Ханси 9-й дан, МУСО СИНДЭН-РЮ
10. ОМУРА ТАДАДЗИ, Ханси 9-й дан, МУСО СИНДЭН-РЮ
11. НУКАДА ХИСАСИ, Ханси 9-й дан, МУСО СИНДЭН-РЮ
12. САВАЯМА СЮДЗО, Ханси 9-й дан, ХОКИ-РЮ

**Очередное добавление было сделано в апреле 2001 года, когда в сэйтэй иай ввели еще две ката, «Со Гири» (модифицированная форма ката «Со Макури», существующей  в Мусо Синдэн-рю и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю) и «Нуки Ути» («Гёкко» из Мугай-рю). Так что теперь сэйтэй иай состоит из двенадцати форм. - Примечание переводчика

Список техник, входящих в СЭЙТЭЙ ИАЙ (от 01.04.2001)

Раздел 1. Сэйдза но бу (техники, выполняемые в «сэйдза»)

1. МАЭ
2. УСИРО
3. УКЭНАГАСИ

Раздел 2. Хидза но бу (техника, выполняемая в положении «хидзататэ»)

4. ЦУКА АТЭ

Раздел 3. Тати вадза по бу (техники, выполняемые стоя)

5. КЭСА ГИРИ
6. МОРОТЭ ДЗУКИ
7. САМПО ГИРИ
8. ГАММЭН АТЭ
9. СОЭТЭ ЦУКИ
10. СИХО ГИРИ
11. СО ГИРИ
12. НУКИ УТИ

 Статья взята с сайта aikiportal.com.ua



Источник: http://aikiportal.com.ua
Категория: Статьи про будо и будзюцу | Добавил: Мari (18.02.2010)
Просмотров: 1259 | Теги: РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ИАЙ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЭЙТЭЙ ИАЙ | Рейтинг: 5.0/1
Copyright MyCorp © 2024