Практика
Айкидо
(из книги Нобуёси Тамуры «Айкидо.
Этикет и передача традиции» Пер. с франц.-К.: «София»,2002)
Введение.
Практика
Айкидо – это ежеминутная аскеза (прим. аскеза -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%B5%D0%B7%D0%B0), поскольку
повседневная деятельность воспринимается как изучение и применение принципов
айкидо. Совершенно бесполезно искать сложности – достаточно расслабить плечи,
сохранять Ки в сэйка тандэн и принять правильную осанку. Техники айкидо не
противопоставляются силе противника, то же самое и в ментальном плане.
Начинайте с того, что вы можете делать…
Айкидо
можно практиковать за столом, во время ходьбы, на работе, в туалете… И даже
когда вы спите. Если ваше положение и дыхание правильны, то вы не сможете плохо
спать.
Когда
вы не знаете, как поступить, нужно мысленно обратиться к мастеру, которого вы
уважаете, или к Богу и отождествиться с ними. Например, если О’Сэнсэй является
учителем, которого вы уважаете, то вы должны спросить себя: «Что бы я сделал в
данном случае, если бы я был О’Сэнсэем?» Ответ придет обязательно, и вам не
останется ничего другого, кроме как действовать в том же духе, в каком бы
действовал О’Сэнсэй.
Методы.
Заниматься
можно в одиночку, вдвоем, и группой в несколько человек.
Хитори-гэйко.
Когда вы занимаетесь в одиночку, то все что
вам нужно, - это немного пространства. Один из способов одиночной тренировки
был представлен в предыдущей главе (прим. см. Введение). Можно также
отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо, субури,
танрэн-ути (прим. упрощенно Танрэн-ути – практика с бокеном, при которой
наносятся удары по «макиваре»). В лесу, например, партнерами вам
могут послужить деревья. Приобретайте собственный опыт… Используйте воображение
и учитесь…
Иппан-гэйко.
Это обычная практика в додзё. Инструктор
предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят её. Попытаемся
проанализировать более точно такой вид тренировки.
Фуцу-гэйко
Ученики
всех уровней работают вместе, попеременно повторяя те техники, которые предлагает
инструктор.
Утикоми-гэйко
Это вид тренировки, когда вы работаете
с более продвинутым партнером или с инструктором. Возьмем, например, рётэдори
тэнти нагэ или положение тела для выполнения коси нагэ. Отрабатывая эту
технику, ученик останавливает движение на грани падения партнера, повторяя
технику на правую и левую стороны, и делает это непрерывно до тех пор, пока не
собьет дыхание. Роль инструктора заключается в том, чтобы помочь ученику
развить точность и скорость движений.
Хикитати-гэйко
Это
еще одна форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам
более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и
беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя,
нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы
доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения
становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так,
чтобы вы могли хорошо растянуться и расслабиться в процессе работы, и вместе с
тем получить удовольствие.
Если
вы хорошо падаете, то тем самым создаете условия для лучшего понимания техники
и способствуете техническому росту своего партнера. Если вы работаете с менее продвинутым учеником, то ни в коем
случае нельзя подавлять его своим превосходством в силе или знаниях, иначе вы
рискуете убить в нем зачатки прогресса. Ученики и кохаи – это наши зеркала. Все
наши ошибки и слабые места будут отражаться в их движениях. Поэтому гораздо
большее внимание следует уделять исправлению самих себя.
Младшие
ученики должны просто следовать советам более старших, чтобы исправлять свои
ошибки и становиться лучше. Ответственность сэмпая или инструктора состоит в
том, чтобы направить учеников на путь открытия духа, а не на путь критики «a priori».
Гокаку-гэйко
Эта
форма практикуется между людьми разных технических возможностей. Следует
избегать обоюдной неприязни, развязности или систематической блокировки. При
этом отрабатываются, прежде всего, малоизученные техники, сложные и представляющие
проблемы при исполнении.
Какари-гэйко
Ученики
одного уровня поочередно и непрерывно атакуют одного ученика, который повторяет
отрабатываемую технику. Так как укэ многочисленны, то они устают меньше, что
дает следующие преимущества:
-
развитие кирёку (сила воли);
- хорошее упражнение для развития зрительного восприятия;
-
развитие чувств.
Дзию-гэйко
Как
указывает само название, дзию-гэйко (дзию - свобода), означает свободную
практику: выбор темы для изучения, свободную работу и учебу. Дзию-вадза означает
свободную технику; то есть практикующий ищет такую технику, которая наилучшим
образом соответствовала бы атаке или даже делала её невозможной. Этот способ
тренировки дает свободу передвижений. Смещение понятий дзию-гэйко и дзию-вадза
– обычное дело, однако желательно хорошо различать их.
Митори-гэйко
Случается,
что физическое состояние препятствует занятиям, и тогда, нечего и говорить,
тренировка становиться невозможной. Такие моменты нужно использовать для того,
чтобы, наблюдая за занятием со стороны, изучать физические и ментальные аспекты
техник. Следует использовать свое вынужденное положение наблюдателя для того,
чтобы постараться уловить то, что не удается уловить, когда вы вовлечены в
процесс физически.
Ягай-гэйко
У
этого метода имеются следующие преимущества:
- он позволяет продвигаться вперед в техническом отношении;
-
он способствует улучшению дыхания;
-
он улучшает движение тела;
-
он стабилизирует Ки в сэйка тандэн;
-
он развивает кокю-рёкю.
Тренировка
в додзё строится на том, что воспроизводится какая-нибудь реальная ситуация,
однако додзё имеет свои ограничения. Поэтому полезно выходить за эти пределы и
практиковать на открытом воздухе, приучая глаза, ноги, руки и тело к другому
пространству. Излишне уточнять, что, в отличие от татами, природа неоднородна.
На естественном грунте всегда имеются ямы и кочки. Один грунт более скользкий,
чем другой, особенно если грязь или лед, другой же, такой, как мокрый песок или
глина, может налипать на ногах. Густая трава может скрывать помехи. Следует быть
очень осторожным в случае твердых грунтов, например, скалистого, каменистого.
Или просто бетона, где легко получить травму.
Поэтому
следует приспосабливать свои движения к имеющимся условиям, перемещаясь мелкими
шагами и легко скользя ступнями. Наличие уклона, положение солнца, направление
ветра, свет и тень, темнота, окружающая растительность, деревья, ветки, чаща –
всё это элементы, которые нужно принимать в расчет, определяя выбор выгодной
позиции по отношении к противнику. Возьмем, к примеру, хотя бы укэми. Чтобы
приспособить свои укэми к работе вне додзё, необходимо размышлять и
экспериментировать.
Выбор
оружия должен быть продиктован окружающей обстановкой, и нужно научиться
определять критерии, которые влияют на этот выбор. Вот почему, если вы располагаете
временем и у вас есть подходящее место, желательно тренироваться не природе,
где, в отличие от додзё, много свободного места и можно дышать чистым и свежим
воздухом при свете солнца. Такие упражнения приятны и полезны для тела. Они
дают возможность наполнить организм Ки неба и Ки земли, что позволяет делать
занятия более свободными и расслабленными.
Если
мы будем заниматься в прекрасном лесу, то соседство огромных деревьев даст нам
заряд мощного Ки. Природа представляет разнообразные возможности для того,
чтобы работать в одиночку: субури с кэн или дзё, танрэн-ути…
К
тому же, например, кумитати вне стен додзё можно практиковать более свободно.
Существуют также и другие формы тренировок на природе: ночные тренировки в
новолуние и полнолуние. Напомним, что Бугэйдзюхаппан (восемнадцать разделов
искусства ведения войны) включает в себя также и плавание, что позволяет
разрабатывать варианты тренировок в воде.
Заканчивая
обзор, добавим, что занятия варьируются в зависимости ор времени года.
Тренировки в самое жаркое время лета (сётю-гэйко) и в самое холодное время зимы
(кан-гэйко) способствуют укреплению тела и духа. Эцунэн-гэйко – это упражнения,
практикуемые в период наступления нового года. Для того чтобы с большей пользой
использовать время отпуска, во время гассюку-гэйко живут коммуной.
|