Недавно, один из наших читателей был настолько добр, что прислал нам
страницу из статьи, опубликованной в Интернациональном информационном бюллетене
айкидо в 1994-м году. Я полагаю, что этот бюллетень был опубликован Европейской
Федерацией Айкидо. В нем содержатся ответы хорошо известного шихана 8-й дан на
вопросы, поставленные участниками последнего Датского летнего лагеря, который
он проводил. Один из вопросов был следующим: "Почему обучение айкидо не
включает в себя тренировки с оружием?" На что шихан ответил:
"Для того что бы понять, почему тренировки айкидо проводятся без
оружия, необходимо заглянуть в историю. В прошлом, во времена самураев, к
боевым искусствам относились как к кобудо (Традиционные боевые искусства до
эпохи Мэйдзи. Термин придает особое значение духовным и другим аспектам боевых
искусств. при. перев.). Меч был оружием самурая. Одним из развитий
искусства фехтования было джиуджицу. Одной из самых известных школ этого искусства
была "Дайто Рю". И только в более поздние времена развились
"более мягкие" школы. Например, Дзюдо. Его основал Дзигаро Кано,
который искал лучшее искусство для убийства оппонента. Когда он разработал
дзюдо, он больше не мог посещать другие школы для изучения боевых искусств. Для
изучения других разработок, он посылал своих учеников в различные школы. Таким
образом (Минору) Мочизуки Сенсей посетил Морихея Уэсибу. Когда он вернулся
назад с отчетом о своем обучении, предположительно, Кано сказал, что эти техники
(Уэсибы) и есть "настоящее" дзюдо.
Таким образом, айкидо можно рассматривать как следующий этап развития боевых
искусств, следующий путём меча, который больше не имел своего значения в жизни.
Поэтому оружие - это часть пути развития в прошлом. Изучение оружия означало бы
концентрироваться на прошлом. Изучение айкидо - это изучение самых последних
тенденций. Наибольшая путаница возникает из-за книг Сайто Сенсея. Он был
учеником О-Сенсея. В своих книгах он пытается немного комбинировать айкидо и
оружие, но только чтобы сохранить знания, включающие в себя изучение
оружия."
Я совсем немного подредактировал этот ответ, что бы убрать некоторую
громоздкость английского. Однако приведенный выше текст в точности совпадает с
оригинальным, который по-видимому уже прочитали несколько тысяч европейских
айкидок, в дополнение сотням, что лично слышали комментарии шихана. Мне
потребовалось несколько прочтений, что бы понять довольно тонкий смысл ответа.
Я понял его точку зрения примерно так: "Меч, оружие самураев был инструментом
для убийства в феодальной Японии. Джиуджицу, более "мягкие" формы
боевых искусств, такие как Дайто Рю, были разработаны на основе искусства
фехтования и были более совершенны в моральном смысле, так как не подразумевали
убийство. Дзюдо - это более позднее "мягкое" боевое искусство и
говорят, что его основатель Дзигаро Кано был восхищен техниками Морихея Уэсибы.
Таким образом, айкидо представляет "следующий этап" в развитии боевых
искусств и превосходит искусство фехтования потому, что оно не сконцентрировано
на убийстве. Изучение меча - это шаг назад и ему не место в треннировках
айкидо."
Я считаю что приведенное выше изложение является сутью точки зрения шихана.
Еще, я должен прямо признать, что я нахожу его замечания возмутительными по
нескольким причинам. Я оставлю в стороне неопределенность его аргументов в
историческом смысле и неточность определения таких ключевых терминов как
"искусство фехтования" и "джиуджицу", это может быть
неточностями перевода и, в сущности, его слова были направлены аудитории
недостаточно хорошо знакомой с историей Японии. Я не знаю, озвучивал шихан свою
личную точку зрения или своей организации. В сущности это не важно.
Прежде всего, что бы понять важность (или незначительность) роли оружия в
айкидо, нашей точкой отсчета должны быть взгляды основателя, Морихея Уэсибы.
Разве это неразумно? Основатель воспринимал айкидо как всеобъемлющую боевую
систему, основанную на принципах искусства фехтования. Современное айкидо
является результатом многих лет интенсивных тренировок и медитаций после Второй
мировой Войны в уединении Ивама. Я подробно писал об этом в моей статье
"Обзор истории айкидо", для тех кто заинтересуется в ее прочтении,
она находится в Такемусу Айкидо, том 1.
Обучение айкидо состоит из сотен безоружных техник (тайджицу) и
многочисленных техник айки-кен и джо. Эти техники тесно связаны и неразделимы
как в смысле теории, так и выполнения. Меч - душа самурая, трансформировался в
айкидо в katsujinken, или "меч, дающий жизнь", и активно
использовался основателем в ежедневных тренировках и демонстрациях. Более того,
меч часто служил основателю как метафора олицетворяя любовь и сострадание, и
рассматривался как часть "великого замысла" kami (?,
<<бог>>, <<богиня>>, <<божество>>) --
сверхъестественные сущности; понятие включает как богов-творцов, так и
безымянных духов. Ками в широком смысле -- живое начало, присущее всему в
природе, особая энергия. В таком значении всё, что нас окружает -- ками., прим.
перев.). Вкратце, меч был неотъемлимой сущностью концепции айкидо О-Сенсея
и нельзя разделять их, не отметая в сторону фундаментальные основы.
Теперь позвольте мне пояснить то, что может быть легко понято неправильно. У
меня нет возражений к кому бы то ни было, шихану или любому преподавателю
айкидо, предпочитающих не использовать оружие в тренировках и обучении айкидо.
Это личное решение. Но я серьезно возражаю против любой попытки представить в
ложном свете концепцию айкидо основателя, заявляя, что оружие не является
частью этого искусства. Это очевидно неверно, истину можно легко увидеть,
изучая записи, фильмы, фотографии, высказывания основателя и множество
сохранившихся историй.
Также небезынтересны заявления шихана относительно Сайто Сенсея. Сайто
Сенсей ясно пишет в своих книгах, что тайджицу и техники айки кен и айки джо
есть одно целое и основаны на принципах меча. Из-за этого противоречия с тем
как шихин описывает содержимое его книг, неудивительно что возникает
"наибольшая путаница"! И что должны думать о таких высказываниях
шихана высокого уровня обладатели книг Сайто Сенсея и его многочисленные
ученики по всему миру?
Подобные люди годами критикуют Aikido Journal за его "чрезмерное"
внимание к историческим фактам. Другими словами, сосредотачиваться на прошлом
не очень хорошо, потому что то что у нас есть сейчас развивается далее,
улучшаясь и эволюционируя. Итак, если это означает, что любой шихан айкидо
сегодня превзошел Морихея Уэсибу в способностях, тогда давайте обсуждать это.
Временами я говорю своим коллегам, что я нахожу исследования происхождения и
ранних лет искусства более интересными, чем настоящий период, из-за выдающихся
способностей и великих, живших ранее, таких как Морихей Уэсиба, Сокаку Такеда и
Йохиро Иноу (Yoichiro Inoue).
Менее очевидно но, возможно, знание истории помогает оценить характер
человека. Например, можно много узнать о честности и намерениях людей, наблюдая
как они пересматривают события прошлого и раскрашивают их в своих целях.
Неверные исторические данные могут долго распространяться и быть принятыми как
факт менее осведомленной публикой. В мире айкидо, Aikido Journal постоянно
борется с этим, предлагая читателям множество хорошо исследованных материалов
по этому предмету, таким образом снабжая их достаточной информацией, чтобы
публика могла придти к своим собственным выводам. В заключение, давайте не
будем забывать уроки основателя и цели всей его жизни. Мы все свободны
заниматься айкидо так, как мы можем, давая свободу нашему творчеству. Но мы
должны время от времени останавливаться, чтобы обернуться на точку отсчета
нашего искусства и всегда соответствовать его исходным принципам.