С технической точки зрения Мусо Синдэн Рю
представляет собой собрание нескольких, не имеющих друг к другу прямого
отношения, корю (старых стилей), которые были популярны в районе Тоса, и в
генеалогии которых разобраться весьма непросто. Официальная генеалогическая
линия восходит к самому Хаясидзаки, но большая часть, входящих в школу рю,
имеет другое происхождение. В 20 веке мастера Оэ Масамити Сикэй (1852-1927) и
Накаяма Хакудо (1869-1958) значительно реорганизовали и модифицировали программу
школы и представили собрание трех традиционных рю как единый стиль, назвав один
рю «начальными техниками», второй - «техниками среднего уровня», а третий -
«техниками высокого уровня».
СЁДЭН (Начальный уровень)
Основу этого уровня составляет стиль Омори-рю,
созданный Омори Рокуро Саэмоном Масамицу. Омори был мастером Ягю
Синкагэ-Рю (стиля Бисю), основанного Камиидзуми Исэ но Ками Фудзиварой
Нобуцуной (или Хидэцуной), который в свою очередь изучал Кагэ-Рю, Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-Рю, Касима Синто-Рю и находился под сильным влиянием дзэнского
мастера Такуана (1573-1645). Омори также обучался у Хасэгавы Тикараносукэ
Эйсина Хидэнобу, но, как утверждают некоторые источники, был изгнан из школы
из-за личного конфликта. Омори объединил ката Ягю Синкагэ-Рю с рэйсики
Огасавара-Рю, которому он тоже учился. Омори преподавал свой стиль вместе с
Синкагэ-Рю Хаяси Рокудаю Моримасе (1661-1732) и Огуро Мотоэмону Киёкацу,
которые оба стали после Хасэгавы Тикараносукэ Эйсина Хидэнобу главами того, что
тогда называлось Мусо Дзикидэн Эйсин-Рю. Они продолжили преподавать Омори-рю
вместе с другими стилями, входившими тогда в этот стиль. В 20 веке в
Омори-рю была добавлена еще одна ката, изменены названия и порядок, а сам рю
был несколько упрощен, чтобы он соответствовал своей новой роли своего рода
вводного курса для новичков.
Все ката этой последовательности начинаются в положении «сэйдза»
(сидя), за исключением 10-й, «Коран-то», начинающейся в положении «тати»
(стоя).
Тюдэн или средний уровень основывается на Мусо
Дзикидэн-рю, созданном Онкэйбо Тёхэном, о котором очень мало, что
известно. Говорят, что Иидзаса Иэнао (1486-1588), основатель Тэнсин Сёдэн
Катори Синто-рю, был 7-м главой этой школы. 19-й глава школы, Тикараносукэ
Эйсин Хидэнобу, был также 7-м главой Хаясидзаки Симмэй Мусо-рю. Он преподавал
оба стиля под названием Мусо Дзикидэн Эйсин-рю или Хасэгава
Эйсин-рю.
Последняя форма серии, «Нукиути», начинается в позиции «сэйдза», но это
единственное исключение. Остальные девять ката начинаются в более старой
позиции «татэхидза». Названия форм напоминают названия стихотворений
(псевдо-архаический, элегантный стиль, больше свойственный образованным людям,
чем воинам).
Техники Окудэн наиболее старые, они приписываются
Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, который называл свой стиль Симмэй Мусо-рю. Окудэн
состоит из серии техник, выполняемых в положении «хидзататэ» и серии
техник, выполняемых стоя. Эта часть традиции пересекается со многими другими
стилями, идущими от Хаясидзаки. Основатель Тамия-рю Тамия Хэйбэй Сигэмаса был
также 2-м главой Симмэй Мусо-рю и на основе того, что он преподавал, возникли
такие школы, как Син Тамия-рю, Дзикё-рю и Мугай-рю (две последние позже опять
слились вместе). 3-й глава, Нагано Мураку, был учеником как Хаясидзаки, так и
Тамии, и наряду с Симмэй Мусо-рю он также разработал свой собственный стиль,
Мураку-рю, а один из его учеников, Итиномия Садаю Тэрунобу, который также
учился у Хаясидзаки, основал свой собственный стиль, Итиномия-рю. Сейчас
практически невозможно определить, насколько современные техники Окудэн похожи
на то, что разработал Дзинсукэ Сигэнобу.