АЙКИДО И ОРУЖИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?
Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старая тема
нашего журнала, по этому поводу, много раз выступали оппоненты с обеих
сторон на страницах нашего журнала. Я наблюдал за этими дебатами, не
принимая в них участие и сейчас, хотел бы добавить несколько вещей,
которых я не встречал где-либо еще.
Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на
предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого
предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем
документально подтверждённые факты, что в течение последних десяти лет,
основное техническое влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу.
Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования и знатоком
оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных
видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие в технику дзю дзюцу, как
наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы,
когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было
всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как
ограниченное единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены
на принципах меча.
Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил
очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама на эксперименты
развития айкикэн и айкидзё. Один из его основных студентов, того
периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса
наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо
Сайто-Сэнсэя сегодня. Один из критикующих голосов сегодня, против
вышесказанного, звучит примерно таким образом: "О-Сэнсэй был просто
любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по
настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте,
как тайдзюцу или технику пустых рук". Проблема данного взгляда в том,
что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что
это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских
искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику.
Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные
шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового
оружия Касима Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже
оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.
Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество
терминов Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана,
сёмэн ути, екомэн ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний
фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения
тела в айкидо, ириминагэ,базируется на "тычковом" (колющем) движении и
входе с мечем. Существует факт, что полная концепция ирими или входа
заимствована из техники меча. Давайте будем честны: изучение и
практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто
предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют
политические цели. Это, однако, исторический факт, что основатель
запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзе, включая группы
Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать
сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало
заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё Моритеру
Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не
является частью Айкидо?
Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в
Айкидо тренировки с оружием зависит от определения авторитета, у
которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о
том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее,
средний занимающийся, смотрит на своего обучающего инструктора, как на
окончательного авторитета в изучаемом им предмете. Даже организация не
может злоупотреблять этой точкой зрения. Так мы серьезно подошли к
препятствиям, создаваемым группам, работающим с оружием, которые были
продемонстрированы в последнее время много раз.
Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри
– особенно тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с
оружием – такие, хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобуёси
Тамура, Казуо Тиба и Мицунари Канай и множество других, включают йайдо в
свой курс обучения. Никто не пытается помешать им, делать это.
Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов.
Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо,
который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или
недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те, кто
персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто
придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием
несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать
соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с
оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в
тайдзюцу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения,
оправдывающие их веру.
Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я
надеюсь получить какие-либо новости в будущем, для продолжения данного
спора.
Стенли Пранин
по материалам сайта www.primaikido.ru
Источник: http://www.iwama-kuban.ru/?s=186 |