Дзьодо. Iз первым лучом солнца двора крепости, что когда-то служило « железной маске » для невеселых прогулок, заполняют люди, вдягненi в кейкогi и хакама, и начинают с необычным для такой ранней поры энтузиазмом отрабатывать базовые движения дзьодо.
Слово « дзьодо » переводится как « путь деревянной палки ». Цель этого классического японского искусства - научиться противостоять с простой палкой меченосцю.
Группа « В поисках совершенства » тоже приобщится к тренировкам. Вадим Пузанов, журналист и специалист по поединкам, примет участие в практических занятиях, а Игорь Сухолотюк и Александр Мохнатко осуществят съемки. Шестой час утра. Мы готовы.
Тренировку проводит мастер Паскаль Кригер, обладатель наивысшей степени (Менке Кайден) в Синто Мусо-рю дзьодо, президент международной федерации дзьодо и технический директор европейской федерации. На гассюку выкладывает с 1981 года.
- Мне очень нравится аспект структурированности дзьодо, - говорит сенсей Кригер. - По-видимому, мне это необходимо. Хорошо, когда все на своих местах, когда оно связано в единственное целое. I ясное дело, эту структуру можно использовать, чтобы двигаться к чему-то более свободному. Но сначала необходима определенная основа.
Тренировки действительно четко структурированы. Сначала изучают 12 базовых движений, так называемых « кiхонiв ». Это и способ введения новичков в дзьодо, и важный инструмент усовершенствования старших учеников. Базовые техники практикуются индивидуально и в парах: в одного в руках дзьо, в другого - меч.
Кроме этого, к программе школы Синто Мусо-рю входят и техники работы с другими видами оружия - они помогают овладеть палкой. Как правило, их изучают лишь после программы дзьо.
Знакомство с боевыми искусствами Паскаль Кригер начал из дзюдо. В 1968-ом он получил свой первый дан и того же года поехал учиться в Японию. Во время своего пребывания в колыбели дзюдо, Кодоканi, познакомился с выдающимся практиком и исследователем боевых искусств Донном Дрегером, который и возвел его с наилучшими в то время в Японии мастерами дзьодо и iайдо. С тех пор он полностью погрузился в изучение трех боевых дисциплин: дзюдо, дзьодо, iайдо. Проведя восемь лет в Японии, начал выкладывать овладевшими им искусствами в Европе, а через какое-то время создал Европейскую федерацию дзьодо. В настоящий момент он принадлежит еще и к узкому кругу неяпонцiв, удостоенных степени Х данную из сьодо (« путь письма »).
На гассюку сенсей Кригер проводит для всех желающих занятия по каллиграфии, на которых демонстрирует параллели между искусством письма и боевыми искусствами. В его руках кисть и меч выглядят одинаково убедительно.
Европейское гассюку
- Постепенно я обнаружил большое подобие, огромное количество связей. Во-первых, кисть и меч необходимо держать практически одинаково, разница лишь в том, что рукiв’я меча направлено ко мне. Как и в будо, в сьодо любую работу нужно выполнять всем телом.
По мнению Кригера, всегда нужно переносить ценности будо в каллиграфию и наоборот. Занятия из сьодо могут открыть бойцу массу неожиданных дверей.
- Этот лист - мой додзьо, тренировочный зал. Внутри я должен правильно расположить иероглифы. Удар кистью - первая черточка должна быть размещена идеально. I теперь от начала и до конца не останавливаться. В каллиграфии никогда нельзя подмалевывать, все делается единственным движением. Как и в будо.
Писание иероглифов предоставляет будо ментального и философского аспектов. Как правило, для каллиграфических надписей избираются высказывания из буддизма, конфуцианства или даосизма. Человек, работая над трьома-чотирма иероглифами, невероятно расширяет свою тренировку. Она уже не просто выполняет определенные движения, а практикует общечеловеческие ценности. Обычно мы воспринимаем философию как сугубо интеллектуальное занятие, и когда переносят философские концепции в измерение движения - это уже что-то совсем другое.
За Паскалем Кригером, очень важно дать людям инструмент для практики философии, а не просто понимания ее. Поэтому такое понятие, как « совершенство » для него - категория не только философская, но и полностью практическая. А будо и каллиграфия является инструментами, средствами ее достижения.