Айкидо
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Мы ВКОНТАКТЕ
 ВКонтакте клуб «Мусин»

Погода

Рейтинг
Goon Каталог сайтов Rambler's Top100 Яндекс цитирования Проверка ТИЦ

Наши друзья
Славянский клуб айкидо Мутокукай  Краматорский Клуб Айкидо, Иайдо, Дзёдо

Новости

Теги

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.09.2017, 06:52

ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО?
Из книги Киссёмару и Маритэру   Уэсиба Лучшее АЙКИДО Основы (Москва АСТ *Астрель 2007). 
                                                                                                           

  Глава айкидо Уэсиба киссёмару(ныне покойный) и Директор "Хамбу Додзё" Уэсиба Моритэру(нынешний Глава Айкидо) перед барельефом Основателя, в тренировочном Зале
 

Среди людей, не очень хорошо знакомых с Айкидо, похоже, бытует твердое убеждение, что это одна из школ старинного боевого искусства.
   И действительно, как будет рассказано далее , Основатель Айкидо Уэсиба Морихэй (1883-1969) с полной отдачей сил занимался изучением различных видов старинных боевых искусств. И потому не будет ошибкой считать, что своими корнями Айкидо уходит в единоборства старых школ.
   Однако Айкидо не выдержало бы испытание временем, если бы в нем усилиями талантливого в боевых искусствах Основателя были просто собраны достоинства разных школ.Вот как, очень доходчиво, говорит об этом сам основатель. "До сегодняшнего времени мне приходилось изучать много разных стилей единоборств: прежде всего это "ягюрю", затем "синъёрю", "дайторю", "синкагэрю" и др. Но Айкидо не есть просто собрание воедино всех этих стилей. Вся техника Айкидо основывается на использовании универсальной космической силы "КИ".

  Старинные боевые искусства особенно часто ассоциируются со стилем "дайторю". И это действительно факт, что даже в известных, считающихся авторитетными, японских словарях помещают такой комментарий к слову "дайторю", который заканчивается утверждением, что со временем "дайторю" превратилось в "айкидо". И поскольку смысл этого толкования представляет собой попытку  проведение некой аналогии между терминами "дайторю", и "айкидо", то не трудно себе представить, как трудно обычному человеку найти между ними различие.

  Хотя Основатель и был учеником Такэда Согаку (1859-1943)- создателя школы "дайторю", но он, несомненно, внес отличия от мастеров других стилей и направлений. И когда в дальнейшем журналисты спрашивали его «Правильно ли думать, что вы постигли "айкидо", когда изучали "дайторю",  Основатель отвечал: «Нет, правильнее сказать, что Сэнсэй Такэда открыл мне глаза на истинную природу боевого искусства «Будо». То есть, самую существенную часть Айкидо невозможно просто свести к старым стилям боевых искусств.

  Мы должны высоко ценить старинные боевые искусства, как исторически ценное культурное наследие нашей страны. Однако после революции Мэйдзи в 1868 г. их было трудно приспособить к требованиям современности в прежнем, неизменном виде. После революции Мэйдзи при поддержке правительства Японии начался мощный приток в страну элементов западной цивилизации. В результате это привело к тому , что часто не разбираясь, хорошо это или плохо, стали без сожаления отвергать действительно блестящие атрибуты японской традиционной культуры. Не стали исключением и старинные боевые искусства, в отношении которых появлялись высказывания, будто они односторонне отражали эпоху самураев и их духовную культуру.

  С одной стороны шло впитывание западноевропейского менталитета, а с другой стороны, имели место активные действия по сохранению и развитию традиций.       Например, Кано Дзигаро(1860-1938), поняв достоинства японских боевых искусств и видя, что они могут быть потеряны для будущих поколений людей, нашел новую форму и другой путь для их сохранения и популяризации под названием «дзюдо». В 1882 году, за год до рождения Основателя Уэсиба Морихэй, он построил в Токийском районе Симоя, при храме Эйсёдзи, свой тренировочный зал кодокан Дзюдо. Как свидетельствуют архивы, уже в те годы, когда Кано   Дзигаро ещё сам только осваивал боевые искусства, он уже испытывал затруднения в нахождении хороших инструкторов, чтобы учится.

В то время вместе с упадком эпохи самураев на грань полного исчезновения пришли почти все виды боевых искусств. И то обстоятельство, что в такое время Кано Дзигаро принял решение выявлять победителя по дзюдо на западный манер, то есть в ходе спортивных соревнований, было тогда, вероятно, тем единственным средством, которое могло помочь боевым искусствам продлить свою жизнь.

  Но основатель Айкидо пошел другим путем. По словам современников. Он часто говорил: «Все же надо признать, что в случае с Айкидо мы имеем дело не просто с изучением боевого искусства».

  И действительно. Даже сегодня в отношении айкидо можно услышать целый ряд ошибочных высказываний. Одни говорят, что это «способ сохранения здоровья», другие – что это «своеобразный танец», третьи- что это «искусство внушения киайдзюцу, типа гипноза» даже в словарях имеет место путаница в толковании терминов "айкидо" и  "айкидзюцу".

  Поэтому давайте внесем определенность и ясность в отношении Айкидо, что в его природе является очевидным: Айкидо – это японское боевое искусство «Будо». С давних времен Айкидо считается японским традиционным искусством боевого единоборства, искусством совершенствования методов боевого единоборства, но по своей природе в нем заложены также возможности для закалки души и тела на основе философии высокой духовности.

Тогда, что же такое «философия  высокой духовности?»

  Если сказать просто то это нечто более важное, чем просто выявление в борьбе с другим человеком, пусть даже в шутливой форме, кто сильнее кого или кто кого победит. Это – философия, которая должна побуждать к поискам истинны, когда обе стороны в неустанной работе над собой стремятся к самосовершенствованию.   Это – поиск истинны, который характеризуется постановкой таких тренировочных целей, когда человек через единство ума и тела сам в себе формирует «чувство статичного целого, находящегося в гармонии с космическими порядком и организованностью», и «чувство динамического целого, следующего за космическими изменениями».

  Возможно некоторые воспринимают понятие «космос» идеалистически, преувеличивая его грандиозность, но это не так. «путь айкидо» именно в том и состоит, что космос можно материализовать на практике, используя как инструмент свое тело.

  Другими словами. Хочется, что бы люди приходили к пониманию особенностей Айкидо именно в том, что в процессе ежедневных тренировок осуществляется единение логики универсальной космической энергии «Ки» и практики освоения техники Айкидо: способов дыхания и других физически ощутимых действий.

  Попробуем еще ближе подойти к пониманию роли энергии «Ки» в Айкидо на конкретных технических примерах.

Например, если присмотреться к движениям в айкидо, то можно обнаружить, что все они являются круговыми. Бросок делают таким образом, что партнер вращается по круговой траектории и падает естественно, кок бы добровольно. Именно круговые движения обеспечивают возможность не сталкиваться с противодействием партнера и облегчают достижение гармонии, общности интересов.

  Для того, что бы круг получился, надо, что бы его центр был стабильным. Энергия кругового вращения с четко зафиксированным центром работает в пространстве подобно фотоэффекту «кома» («кома» - это сферическая аберрация (отклонение) наклонного пучка света, прошедшего через линзу: прим.пер.). Вращающаяся с огромной энергией «кома» смотрится, несмотря на то, что находится в состоянии движения, абсолютно неподвижной.

  Однако стоит к ней даже слегка прикоснутся, как оно мгновенно проявляет находящуюся в скрытом состоянии отбрасывающую центробежную силу. Можно уверенно определить её как «движение в статике».

  Основатель это состояние рассматривал как центральную идею Айкидо, и дал ему термин «принцип сумикири» (полное очищение, успокоение души и тела).

  Известен эпизод, в котором сам Основатель Морихэй вышел из затруднительного положения. Используя состояние «сумикири». Когда в 1924 году он вместе с несколькими духовными отцами – Онисабуро Дэгути(1871-1947) и другими – в стремлении достичь святой земли Палестины продвигался военным маршем в глубинные районы Маньчжурии и Монголии, неожиданно они подверглись ожесточенной атаке со стороны вооруженных всадников. В них начали стрелять сразу справа и слева, ВТО время, когда они ехали в горах. Так что даже опытный в боевых схватках Морихэй не без оснований приготовился к смерти. Но среди свистящих со всех сторон вражеских пуль он, к своему удивлению, почувствовал, как в душе успокаивается. Не сделав не единого шага и только увертываясь легкими движениями тела. Он остался цел и невредим, и его не задела не одна пуля, именно душевное состояние в тот момент и было состоянием «сумикири». И в последствии тоже Морихэй рассказывал о том, что именно тогда, когда вы входите в состояние «движение в статике», вы приобретаете способность непосредственно, мгновенно чувствовать и замечать малейшие признаки агрессивного возбуждения и угрозы со стороны противника.

  При описании этого граничащего с чудом факта почти всегда люди проявляют интерес только к самому эпизоду. А ведь для осознания и усвоения этого состояния «сумикири» даже самому Основателю потребовались многолетние, жесточайшие повседневные тренировки тела и ума. Хочется настойчиво обратить внимание читателей, что это не тот случай, когда можно добиться успеха. Не приложив усилий и не поступившись некоторым жизненным комфортом. Можно сколько угодно говорить на эту тему, но глубокое понимание универсальной космической энергии «Ки», как сердцевины и духа Айкидо, не появится без постоянных тренировок. Все не так просто, чтобы ограничится одними словами.

  Одним словом, тренировки в зале являются необходимым условием. Представьте, что вас где–нибудь на городской улице кто-то неожиданно атаковал. Сможете ли вы в такой ситуации ни на секунду не заколебаться, не потерять самообладание и оставаться спокойным? Сохранять спокойствие в обычной обстановке нетрудно, а в необычные моменты чтобы справится с ситуацией сохранять спокойствие  удается с трудом. В этом и состоит суть тренировки в Айкидо: учится в нестандартных ситуациях оставаться спокойным.

  Важным первым шагом в достижении этого равновесия ума и тела является дыхание от живота, точнее от зоны «сэйка тандэн» (психофизическая точка в двух дюймах ниже пупка: прим. пер.). Душой человека является не что иное, как жизненная энергия «Ки», существующая повсеместно во всем космосе. Си круговые движения в технике Айкидо–это движения, которые не как противоречат такому космическому распорядку. Настройку своего дыхания ведут с целью согласования его ритма с естественными ритмами космоса. Практически это осуществляется путем усиленной задержки дыхания на точке «сэйка тандэн», являющейся центром тяжести тела. И тогда ваш собственный центр, будучи связан с центром Земли, даже не шелохнется. Как следствие, из такого чувства устойчивости и спокойствия и рождается энергия «Ки», составляющая душу Айкидо.

  Таким образом, с самого начала создания айкидо Основатель Уэсиба Морихэй придерживался мнения, что тренировки реализуются, прежде всего. В сознании каждого человека пришедшего изучать Айкидо,  не любил связывать тренировки в зале мелкими, детальными правилами поведения. Это проистекало из веры в абсолютную приоритетность природного здравого смысла.

  В дальнейшем. По мере увеличения количества учеников, стала возникать потребность в установлении какого-то распорядка в тренировочном зале, и когда группа ведущих инструкторов вышла с заявлением о его необходимости, Основатель, добродушно прокомментировал «Какие настали времена!», составил приведенные ниже простые правила: «Об отношении к тренировкам по Айкидо». И поскольку их содержание характеризует практически всю идеологию айкидо, то было решено представить их вниманию читателей уже в этой книге.

 

Об отношении к занятиям по изучению Айкидо

 

1.          В Айкидо можно легко, одним ударом, лишить человека жизни, поэтому на занятиях следует выполнять указания инструктора и не вступать в силовое соперничество даже в шутку.

2.          Айкидо – это путь, на котором через освоение одного элемента можно прийти к способности успешно справляться с множеством различных ситуаций и врагов. И тренироваться нужно с таким настроем, чтобы быть готовым к атаке не только спереди, но и сразу со всех сторон.

3.          Тренироваться нужно всегда с удовольствием, весело.

4.          Слова и указания инструктора могут дать лишь самое общее представление о предмете изучения, а реальное освоение техники Айкидо во всех тонкостях начинается с собственных регулярных тренировок.

5.          Регулярные ежедневные тренировок надо начинать, прежде всего, с упражнений по улучшению своего физического состояния, и свое функциональное состояние повышать постепенно, не допуская, однако, переутомления. Больше того, следует создавать такую обстановку, чтобы человек любого возраста, даже пожилой, не мог получить физическую травму, чтобы шлифовка техники шла на фоне веселого, радостного, повторения упражнений.

6.          Айкидо ставит своей целью закалку и тела и души, воспитание человека с чистым сердцем. Секреты его мастерства должны передаваться от человека к человеку, при этом следует избегать как пустого раскрытия этого мастерства посторонним людям, так и его бесполезного применения на улице в целях хулиганства.

  Эти правила и сегодня являются внутренним распорядком жизни в главном тренировочном комплексе Хамбу Додзё. Но среди них третий пункт (Тренироваться нужно всегда с удовольствием, весело), хотя и в неявной форме, имеет особенно большое значение.

  Когда говорят о боевых искусствах, то часто в воображении возникают образы агрессивных широкоплечих атлетов с расставленными локтями. Однако такая манера поведения характерна для людей, которые не знают, что такое настоящее боевое искусство «Будо» или не уверенны в себе. Видимость показанного могущества некоторые люди потому на себя и напускают, чтобы скрыть от людских глаз свою внутреннюю неуверенность, с одной стороны, и вызвать в мыслях других людей грозные, трудно воспринимаемые картины.

  Те же, кто действительно искушен в области боевых искусств, по внешнему виду выглядят, скорее, людьми спокойными, не демонстрируют попусту свою силу. Если есть уверенность в себе, то нет необходимости проявлять беспричинную враждебность, поэтому такие люди обычно спокойны и веселы. Другими словами. Они демонстрируют естественность и раскрепощенность: по-японски естественное состояние и поведение человека называется  «сидзэнтай». Именно так понимая природу «веселого настроения», они начинают тренировку с партнерами словами вроде: «Ну  что, порезвимся?»

  Есть ученики, которые в глубине души бесконечно одержимы любовью к айкидо, но не показывают это. Они могут появиться в зале равнодушным видом, но с удовольствием и до пота занимаются взаимными бросками с партнером, а затем опять уходят без видимых эмоций.  Мы думаем, что именно эти ученики, которые могут даже сказать, что «занимаюсь ради собственного удовольствия и никакие «даны» мне не нужны», заслуживают всяческого уважения и любви.

  Их облик - наилучшая демонстрация естественного поведения «сидзэнтай». Будучи детьми эволюции Жизни, на родившейся в Космосе Земле, они охотно ассимилировались с природой. Они не противится ее законам, с одной стороны, и не навязывают принудительно свою волю, с другой. Именно в  таких людях абсолютно естественно, как само собой разумеющееся, обнаруживаются спокойные, мирные сердца и души.

  Когда приходят к такому образу мыслей, то в сочетании с практикой он, как правило. Становится очень большим положительным фактором в различной общественной деятельности, даже если у человека еще нет осознания такого инструмента как универсальная жизненная сила «Ки». Подходят к тренировке естественно. Упражняясь охотно и весело и со спокойным, сердцем, твердо сохраняя при этом свой центр неподвижным, можно выработать максимально большое количество так необходимой всем жизненной силы «Ки». В результате, получается польза и для себя и для общества. Именно это является нашим естественным состоянием и обликом. Именно это является гораздо более ценным в общественном плане, нежели просто выявление победителя и исход схватки.

  Полезность Айкидо состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать природную энергию, которой обладает человек. Именно она накладывает свой отпечаток на уровень физического и психического здоровья человека.

  В Айкидо ум и тело живут как единый организм. А из центра этого единства рождается бесконечная энергия «Ки» и живое дыхание. И если их научится претворять в жизнь, то действительно станет возможным сделать жизнь яркой и радостной.

  Айкидо позволит вашей энергии и темпераменту излучаться абсолютно естественно, как само собой разумеющееся, сделает возможным использовать их в повседневной жизни с удовольствием, уверенно, свободно, негрубо, и совершать во всех отношениях гармоничные поступки и движения. При таком стиле жизни мы можем уверенно встретить любой вызов, приспособиться к любым непредвиденным обстоятельствам.

  Очень вероятно, что упор. Который делает Айкидо на достижении гармонии и согласия с окружающим миром через тренировки своего тела, сделает его привлекательным и для граждан других стран, станет залогом его повсеместной популярности.


Вопросы и ответы помогающие понять Айкидо. часть 1.


Вопросы и ответы помогающие понять Айкидо. часть 2.


Аттестационная программа.

 

 

Copyright MyCorp © 2017