Вопросы и ответы помогающие понять Айкидо
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Мы ВКОНТАКТЕ
 ВКонтакте клуб «Мусин»

Погода

Рейтинг
Goon Каталог сайтов Rambler's Top100 Яндекс цитирования Проверка ТИЦ

Наши друзья
Славянский клуб айкидо Мутокукай  Краматорский Клуб Айкидо, Иайдо, Дзёдо

Новости

Теги

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.11.2017, 03:14

Вопросы и ответы помогающие понять Айкидо.

Из книги Киссёмару и Маритэру Уэсиба Лучшее АЙКИДО Основы (Москва АСТ *Астрель 2007). 



  Айкидо в большей степени включат в себя методику, с которой многие из современных людей практически не знакомятся в учебных заведениях и спортивных центрах, и менталитет, который они не могли воспринять с позиции традиционного мышления. Методика и дух тренировок в айкидо коренным образом отличается от спортивных тренировок и состязаний, где путем тренировки мышц и совершенствования техники ставится цель увеличения физической силы и достижения победы в соревновании.

            Поэтому люди, соприкасающиеся с Айкидо впервые, часто обнаруживают, что не в состоянии понять его и впадают в растерянность.

            С целью помочь таким людям как можно легче и быстрее понять сущность Айкидо мы решили предложить беседу в форме вопросов и ответов. Сначала эта информация, наверное, покажется удивительной, но если вы начнете практическое освоение Айкидо, то вы быстро на своем теле поймете многие истины, которые перевернут ваши представления о здравом смысле, и вы, несомненно, будете взволнованны великолепием сущности айкидо.

Вопрос: Чем отличается Айкидо от спорта?

Ответ: Айкидо – это японское боевое искусство «Будо». Причем, такое боевое искусство. Где первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности.

            В 1984 году Международная Федерация Айкидо присоединилась в качестве постоянного члена к Генеральной Ассамблее Международных спортивных Федераций GAISF. И коль скоро она относится к GAISF – второй по значимости после Международного Олимпийского Комитета спортивной организацией то в широком смысле Айкидо не возможно отнести не к спорту.

            Правда, есть одна оговорка: на Всемирных играх, проводящихся под эгидой GAISF, нет официального учета исхода соревнований. И на них не принято придавать соревнованиям те блеск и коммерческую значимость, которые можно наблюдать на Олимпиадах.

            Можно даже сказать, что спортивная горячка мешает выяснению истинного исхода состязаний – ведь они не являются реальной боевой схваткой. А в Айкидо осуществляется единение ума и тела человека. Здесь никогда не бывает спортивных соревнований с целью непременно выявить победителя. Другими словами, Айкидо отличается от спорта по своей сути.

            В спортивных кругах тоже стали говорить о необходимости бережного и чуткого отношения к морально-психологическому состоянию спортсменов, но, в конечном счете, все равно состояние спортсмена рассматривается как инструмент для достижения победы над противником.

            В последнее время из японского Министерства просвещения стали приходить рекомендации типа « в спорте тоже необходимо осуществлять духовное и моральное воспитание». И это логично, поскольку именно духовное и моральное воспитание является путем к существенному подъему образовательного уровня личности. И все же, несмотря на существенные отличия, мнение, что Айкидо и включающий соревнования спорт похожи друг на друга, распространилось довольно широко.

            Но если говорить об отличиях конкретно, то, как уже было сказано выше, Айкидо – это «боевое искусство, глее первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности». Это искусство изначально возникло и совершенствовалось в ситуациях, в которых вопрос жизни и смерти решался в одно мгновение. И потому глубина восприятия человеком боевого искусства и спортивных соревнований различаются кардинально. И потому лучше говорить, что Айкидо это перенос методов обучения и воспитания японскому традиционному боевому искусству в современность.

              Вопрос: Почему в Айкидо нет соревнований?

            Ответ: Когда размышляешь о ценности боевого искусства в современном обществе, то необходимо думать, прежде всего, о пользе в жизни простых людей. Если в нем не будет чего-то, что было бы полезно в повседневной жизни, то для обычных людей в таком искусстве нет практически никакого смысла. Действительно, многим ли интересно, живя в современном мире, выяснять отношения с другими людьми средствами боевого искусства, да еще упорно стремясь при этом прийти к конечному результату «победа» или «поражение».

            Мы последовательно придерживаемся позиции: в Айкидо соревнования не проводить.

            Если говорить о причине, то она заключается в отсутствии в Айкидо самой идеи «подавит, уничтожить противника!» А когда вы участвуете в соревновании, то, скорее всего, в вас появится настойчивое желание «победить, сокрушить противника». Но если такая мысль появилась, то единения с Природой уже не получится. Такое устремление противоречит гармонии Вселенной.

            Единение с природой и гармония с Вселенной – главная цель Айкидо. Следовательно, если вы проводите соревнование, то тем самым вы отвергаете самую важную идейную основу Айкидо. Вот почему соревнования в Айкидо не проводят.

            Вопрос: Можно ли стать сильным в Айкидо?

           Ответ: Вполне можно. Айкидо – это ежедневные тренировки ума и тела. Но если в человеке будет еще и крепкий духовный стержень, то такой человек в любой непредвиденной ситуации останется невозмутимым и уверенным в себе. В этом заключается его истинная сила.

           Вопрос: В таком случае, что является самым важным в создании этого духовного стержня?           

         Ответ: Айкидо – это боевое искусство. Это не просто умственная и идеологическая подготовка. Айкидо – это то, что запоминает тело в процессе ежедневных тренировок, а не какие-то молитвы или чтение сутр нараспев. Прежде всего, нужно понять именно это.

         Во всем оставаться невозмутимым означает иметь в себе некий устойчивый центр. Создание такой внутренней опоры и есть главная цель и суть Айкидо.

         Если конкретно говорить о том, что значит «запоминать телом», то в качестве такого внутреннего центра в боевых искусствах большое значение придают концентрации внимания на той точке живота под пупком, которая называется «сайка тандэн». Айкидо тоже не отрицает важности этой зоны брюшной полости, но не останавливается на ней. Устойчивость, с точки зрения Айкидо, достигается тогда, когда ваша мысленная концентрация с брюшной полости переходит на ступни ног, далее опускается до центра Земли и затем совмещается с центром Космоса, благодаря чему устанавливается прямая связь со всем Космосом.

         Если это вам удается, тогда вы, наверное, поймете космическую природу всех вещей на Земле.

          Вопрос: Доводилось слышать, что Айкидо могут заниматься мужчины и женщины, дети и люди преклонного возраста. Это правда?

         Ответ: Выше мы высказали такую мысль: «Если в боевом искусстве не будет чего-то, что было бы полезно в повседневной жизни, то для обычных людей в таком искусстве нет, практически, никакого смысла». Так вот, если бы жизнь состояла из таких вещей, осуществлять которые можно было бы только в молодые годы, тогда невозможно было бы обладать какой-то спецификой.

Айкидо – это не просто название. С точки зрения тренировок безразлично, кто занимается освоением Айкидо: пожилые ли, молодые, мужчины или женщины. В настоящее время в Японии (середина 1990-х: прим. Mari) соотношение занимающихся Айкидо мужчин и женщин составляет 1:3, и если провести сравнение с другими видами боевых искусств, то, за исключением «Нагината» (искусство владения клинком в виде меча на длинной рукояти), можно сказать, что в Айкидо процент занимающихся женщин наибольший.

Если посмотреть возрастное распределение занимающихся, то наибольший процент составляет группа в диапазоне 18  ÷ 40 лет, и можно сказать, пожалуй, что в сравнении с другими видами боевых искусств, в которых присутствует элемент состязательности, возраст занимающихся в Айкидо выше.

Так получается потому, что именно Айкидо ставит во главу угла естественные движения. Здесь нет движений нерациональных, принудительных, требующих приложения физической силы. Достаточно иметь внутреннее побуждение  к занятиям Айкидо, и тренировки успешно у любого человека.

 Вопрос: Если так, то наряду с обычными тренировками, вероятно,  нет необходимости тренировать физическую силу специально?

Ответ: Думаем, что такой необходимости нет.  Сам Основатель Морихэй Уэсиба гордился своей большой физической силой, но когда вступал в единоборство с Мастером Такэда Сокаку, то, по свидетельствам очевидцев, в то время уже 50-летнему Мастеру Сокаку, бывшему к тому же очень невысокого роста, без каких-либо уловок удавалось укладывать Морихэя на татами. Естественные движения – это такие движения, которые не требуют применения излишней физической силы, и именно по этой причине они доступны даже людям преклонного возраста.

Может быть и лучше, когда сила есть, чем когда ее нет, но в случае введения наряду с обычными тренировками специальных занятий по увеличению силы, части тела, снабженные мышцами, приобретают форму плотных бугристых образований. Их физическая сила увеличивается, свободное протекание жизненной силы «КИ» уменьшается.

Самые хорошие мышцы – те, которые появляются естественным образом, в процессе обычных тренировок. Даже если вы и не делаете тренировок с основной целью укрепить мышцы, они укрепляются естественным образом в процессе обычных тренировок.

           Вопрос: Каково содержание в Айкидо понятия «КИ»? Не совпадает ли оно с той «живительной силой духа «КИ», которая лежит в основе китайской традиционной лечебной гимнастики «цигун»?

            Ответ: Такое толкование понятия «КИ» тоже ест

Вопрос: Когда смотришь на тренировки по Айкидо, то видишь, что люди постоянно кружатся, как волчки, и трудно представить себе, как это боевое искусство можно применить на практике?

           Ответ: Давайте рассмотрим, например, школьные занятия, на которых дают базовые знания и решают стандартные задачи. При этом говорят: «Вряд ли точно такие же задачи будут на вступительных экзаменах в университет». И вот, появляются такие ученики, которые стараются решать только те задачи, которые будут  на вступительных экзаменах. Что можно сказать о них? Повысится ли реальная подготовленность этих учеников?

         Конечно, в такой ситуации нельзя советовать ученикам: «Эти стандартные задачи не решайте!» Последствия хорошими не будут, так как такое пренебрежительное отношение к стандартным задачам, как к основам знаний, вряд ли приведет к повышению уровня подготовленности учащихся. Так и в Айкидо, длительная работа над основами физической и технической подготовки хотя и кажется, с первого взгляда, долгим, окольным путем, но именно твердое усвоение этих основ быстрее приведет вас к успешному применению своих навыков на практике.

         Давайте все же представим, что вы запоминаете отдельные приемы, которые, на ваш взгляд,  быстро пригодятся в какой-то конкретной ситуации. С точки зрения боевого искусства это означает опуститься до формального подхода к делу: «В такой-то ситуации делают так-то». Да, в данной конкретной ситуации они пригодятся, но если реальная ситуация окажется противоположной, то вы эти приемы уже применить не сможете. Предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в жизни, невозможно, да и в принципе вы не успеете в реальной ситуации что-либо сделать, если будете действовать, предварительно вспоминая, что «в этой ситуации делают так, а в этой так».

         Зачем, например, мы на тренировках изучаем технику в положении сидя «сувари вадза»? Вы сидите напротив партнера и берете его за руку или делаете что-нибудь другое, что в реальных условиях вам никогда не позволят сделать. Но ведь именно в результате работы над техникой в положении сидя создаются навыки сохранения равновесия, техники дыхания, перемещения тела и базовые навыки.

         Быстро сделать технику Айкидо во всем разнообразии пригодной для практических целей невозможно. Только в процессе многократной отработки базовых элементов можно приобрести необходимые навыки, и только после этого  вы приобретете естественную способность применять те или иные приемы на практике.

         Природа того, откуда проистекает энергия «КИ», тесно связана с круговыми движениями. Ведь для того, чтобы круг нарисовать кругом, красивым и правильным, нужно обязательно уверенно сохранять центр вращения. Именно из этого центра и вырывается мощным потоком энергия «КИ». У всего, что вращается и вертится, важным является центр вращения. И если центр вращения хоть чуточку начнет смещаться, бывшие до этого правильными круговые движения сразу нарушатся, и ваша энергия будет улетучиваться. Но, если центр вращения будет стабильно сохраняться, то каким бы энергичным это вращение ни было, движения будут ровными и естественными, помогая вам противостоять любой физической силе партнера.

         Центром движений в Айкидо является та точка под пупком, которая соответствует  центру тяжести человеческого тела и которая называется «сэйка тандэн». Именно это место выполняет важную роль в движениях Айкидо. Поэтому, установив «сэйка тандэн» в одной точке, вокруг нее, как вокруг центра, описывают различных размеров круги. И только тогда, когда это центр абсолютно неподвижен, проявляется полное высвобождение энергии «КИ». Поэтому круговые движения  Айкидо несут большой смысл.

Вопрос: А есть ли какие-то приемы, выполняемые ногами: пинки, толчки и т.п.?

           Ответ: Нет. Известно, что у самого Основателя ноги были очень сильные, и были случаи единоборств, в которых он применял специфические броски с использованием колен, но как технику Айкидо эти приемы не оставил.

         Мы говорили, что в практике Айкидо главным условием для достижения единства ума и тела является установление своего центра  движений. Ваше личное равновесие определяется контактом с землей именно обеих ног, и именно такой контакт становится одним из факторов, создающих этот центр движений. Следовательно, использование пинков и других ножных приемов отвергается, как техника воздействия чисто силовыми средствами.

         Несколько ранее мы писали о непригодности формального подхода к делу, когда движению предшествует мысленное воспоминание, что «в этом положении делают так, а в этом так». И поскольку в Айкидо на тренировках действительно не обучают конкретно защите от ударов ногами, то люди с формальным подходом к делу и формальным мышлением могут подумать, что Айкидо просто не может что-либо противопоставить атаке ногами. Но это не так.

         В связи с этим вспоминается рассказ инструктора Айкидо, работавшего в Таиланде. Как известно, в Таиланде популярен такой вид единоборства, как «муай-тай». И поскольку везде найдутся люди, которые не принимают ничего на веру, пока сами не испытают, то и в этом случае кто-то из занимавшихся «муай-тай» обратился к инструктору Айкидо с предложением посоревноваться. Сначала тот ответил, что в Айкидо не принято участвовать в соревнованиях, но отказаться было невозможно. В состоянии полного равнодушия он встал напротив противника и едва успел подумать «ничего не поделаешь, придется сразиться», как был атакован. Он мгновенно среагировал и, используя технику первого контроля «икке», уложил представителя стиля «муай-тай» на татами. Даже сам инструктор удивился этому, потому что до сих пор и представить не мог себе что можно при такой атаке применить технику первого контроля «икке».

Его действия были результатом естественной двигательной реакции тела, когда абсолютно нет времени для мыслей типа «если меня атакуют так, то я сделаю так». Значит, надо просто ежедневно и аккуратно тренироваться с целью освоения базовой техники, чтобы быть способными противостоять также и атаке ногами.

Продолжение »»»

Copyright MyCorp © 2017